ЧаВО (ваши частые вопросы и ответы на них) поступающих на базе профессионального образования

Многолетний опыт работы с ребятами, поступающими на базе профессионального образования, показывает их дезинформацию и незнание своих прав. Это связано с инертностью в распространении информации, а порой и с некомпетентностью работников колледжей и вузов. Информация призвана развенчать мифы и помочь всем сориентироваться.

  • Частые вопросы и ответы на них

    – На какие направления и специальности могут поступать выпускники колледжей, техникумов, факультетов и институтов СПО вузов, а также после высшего?
    На любую специальность и направление для обучения в любой форме (очной, очно-заочной, заочной) на любой основе (бюджетной (кроме второго высшего) или контрактной). Всегда!

    – На какой курс можно поступить после колледжей, техникумов, институтов и факультетов СПО, а также после первого высшего?
    – Мифу от том, что поступать после среднего профессионального образования можно на 2–3-ий курс, более 20 лет, представляете?! Ещё с 2002 года «прием лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, для обучения по сокращенным программам в специально формируемых вузом группах осуществляется на первый курс.» (из приказа Минобразования № 1725)
    А вот как раз заранее утверждённый индивидуальный учебный план и обучение по нему в специально формируемых группах позволяют без окон в расписании эффективно проходить только те дисциплины, которые требуются поступившему для получения высшего образования. Это и предоставляется на программе 09.03.04_03.

    – По какому испытанию лучше поступать – по ЕГЭ или по вступительному СПбПУ, если есть выбор?
    – По отзывам ребят, сдававшим оба, на вступительных СПбПУ набрать баллы намного легче. Можно сдавать и то, и другое, тогда будет выбран больший балл (например, сдлеать так по русскому языку).

    – Имеют ли обучающиеся право на работу при индивидуальном учебном плане?
    – С 2013 года «обучающимся предоставляются академические права на: «обучение по индивид. учебному плану; совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана.» (из ФЗ № 273)
    «При освоении образовательной программы обучающимся по решению организации осуществляется обучение по индивидуальному учебному плану.» (№ 301)
    Не каждая форма для этого годится. Например, на очной форме не предоставляется учебный отпуск, а на заочной форме не каждый сможет себе позволить уходить на 30+30 дней в обязательный учебный отпуск с сессией и обучением на ней в дневное время. Ребята тратят свои рабочие отпуска, но их не хватает на 2 сессии, берут за свой счёт, и так 5 лет. В очно-заочной форме этого не требуется!

  • Какая форма обучения лучше подходит для совмещения учёбы с работой?

    Далеко не каждая программа, а особенно форма обучения для этого годится. С формами обучения и с возможностью совмещения их с работой связано очень много заблуждений. Позвольте их прояснить на примерах из практики.

    * На очной форме обучения не предоставляется учебный отпуск на время сессии. Занятия проводятся с утра до 20 часов с пн по сб.

    * На заочной форме обучения нет регулярных занятий в течение учебного года. В течение года проводится 2 сессии по3 недели каждая на 1-ом курсе и 2 сессии по 4 недели каждая на остальных курсах. Вы можете посмотреть календарные графики прошлых лет, а ниже приводим один из таких графиков как пример, чтобы вы могли сориентироваться (фиолетовым отмечена обязательная дневная сессия на заочной форме).

     

    * В течение сессии на заочной форме проводятся занятия и аттестация по дисциплинампотенциально 7 дней в неделю, с утра до вечера. Пропуск обязательных занятий и аттестаций по дисциплинам по причине занятости на работе не является уважительной причиной, т. к. на заочной форме обучения положен учебный отпуск 40–50 дней в году (он оплачивается только для первого высшего). Преподаватели заочной формы по своей нагрузке работают в строго установленное в расписании время и, как правило, не доступны в другое время (например, вне сессий). При аудиторном формате обучения в заочной форме, который был до марта 2020 года и который потенциально может вернуться, необходимо будет очное присутствие не просто на дистанционных, а на аудиторных занятиях и аудиторных аттестациях в течение сессий. Пожалуйста, заранее имейте ввиду такие особенности сконцентрированных сессий заочной формы и уточняйте, сможете ли вы брать подобные учебные отпуска на работе. На практики же учебные отпуска вообще не предоставляются; они требуют отрыва от прозводства или работы на профильном производстве. Вне сессии обучение только по материалам, без всякого взаимодействия с преподавателями. Заочная форма не для совмещения работы и учёбы -- она для совмещения профильной работы и учёбы, когда работодатель заинтересован и отпускает вас на 30+30 дней в году. На заочной форме не каждый сможет себе позволить уходить на 30+30 дней в обязательный учебный отпуск с сессией и обучением на ней в дневное время. Ребята тратят свои рабочие отпуска, но их не хватает на 2 сессии, берут за свой счёт, и так 5 лет. В очно-заочной форме этого не требуется!

    * На очно-заочной форме обучения, наоборот, проводятся регулярные занятия в течение всего семестра (в среднем не более 8-ми занятий в неделю (на очной 10-13 занятий), см. примеры расписаний в материалах здесь выше). На сессии положен такой же учебный отпуск, как и на заочной форме, но на практике же его ребята, как правило, не берут, т. к. сдают сессию в нерабочее время вечером или в субботу утром—днём (как и посещают занятия в течение семестра в это время), а сами экзамены и зачёты проходят с интервалом, а не каждый день. Используется балльно-рейтинговая система за работу в семестре. Обычно на очно-заочной форме отпуска если и берут, то на время подготовки выпускной квалификационной работы (a la диплома). Формат занятий на очно-заочной форме с весны 2020 года остаётся дистанционным (интерактивные занятия по расписанию). Практика распределённая в семестрах и не требует отрыва от производства и работы на профильном производстве.

    * Предоставление учебных отпусков регулируетсястатьёй 173 ТК России.

  •  Что лучше: очная, очно-заочная или заочная форма?

    Про особенности совмещения разных форм обучения с работой ответ дан выше.

    Один из наших ребят вначале проучился на 09.03.04 очно, а потом поступил туда же на очно-заочное, т. к. имел за плечами колледж. А мы теперь с вами имеем обратную связь :-) :

    На очно-заочном по программированию строже спрашивают – не лишь бы программа правильно работала, а на сколько эффективно работает, смотрят код. И работать стали сразу на Linux, а не на Windows. На очке работали в обычном редакторе, а тут – в профессиональном Vim. На очко-заочке использовали подход для разработчиков – эффективный плиточный оконный менеджер, без работы с мышкой. Английский одинаковый. Математика схожа, вечером материал можно сдавать частями. Физика вечером наполнена докладами. Расписание на очном странное – к 10:30 бывало; вечернее расписание удобнее, а суббота если и есть, то это прям загрузочный день :-)

    – Илья Томилин, приём 2018, выпуск 2021

    Сравнение разных форм обучения (для справки)
    Критерийочная, 09.03.04очно-заочная, 09.03.04заочная (ИКНТ)
    Трудоёмкость программы240 зачётных единиц
    Обучение с основда
    Для поступающих на базе..среднего или профессионального образованияоткрывалась для поступающих на базе профессионального образования, сейчас учатся только такие ребятасреднего или профессионального образования
    Срок обучения8 сем. (4 г.)инд. план на 5/6 сем. (2,5/3 г.)9 сем. (4,5 г.)
    Стоимость обучения в сем. (2022 г.)113 00056 00042 000
    Стоимость руб. за всё время904 000336 000 (6 сем.)
    (дешевле заочной формы и в 2,7 раза дешевле очной формы)

    378 000

    Время обучения и сессияв будни и в субботу – утром–днём до 20будни – вечером, сб – утром–днём (если есть)в будни и в субботу – утром–днём на сессии (40–50 дней в году)
    Регулярность занятийдадада, на сессии
    Число занятий в неделю10–13 + факультативы8 + факультативызанятия на сессии с утра до вечера с пн по сб
    Изучение гуманитарных дисциплинвсе гум. дисц. + физ-рапроф. англ. язык (после СПО)все гум. дисц.
    Переаттестация уже изученных дисциплиннетда, в основном гуманитарных и общепрофессиональныхнет (редко с первого высшего)
    Учебный отпускнет40 дней (1 курс), 50 дней (2–3 курсы) в году, обычно не берут, т. к. сессия вечером и балльно-рейтинговая система за работу в семестреберут 40 дней (1–2 курсы), 50 дней (3–5 курсы) в году + за свой счёт или тратят рабочий отпуск
    Практикалетомраспределённая ознакомительная в семестрах (без отрыва от производства) и преддипломная (организуется с руководителем)на практику учебный отпуск не предоставляется, преддипломная -- решается с руководителем
    Общежитиепо очередине предоставляетсяне предоставляется
    Полагающиеся обучающимся льготыпроездной, стипендия, музеинетнет
    Язык на I курсеC++ (Windows)Bash, Intel Fortran 2018 (Linux), С++ (Windows) (3(2) семестры) 
    Изучение Linux2 семестра3 семестра 
    Можно повторить несложившийся семестрс отчислением и восстановлением через годсразу в следующем полугодии (со 2-го сем.)с отчислением и восстановлением через год
    Военно-учебный центрда, контракт или бюджетнетнет
    Отсрочка от призыва в ВС Россиида, если не была использована прежденетнет
    Бронь от призыва по частичной мобилизациидаданет
    Совмещение с работойнет, не подходитда – необязательно брать учебный отпуск на время сессии (сдают днём–вечером + действует балльная система в семестре)не на каждой работе реально брать каждый год обязательный учебный отпуск на 2 дневные сессии по 34 недели каждая (а без этого учиться не получится)
    Формат обученияаудиторныйдистанционный (регулярные интерактивные обязательные занятия)аудиторный (дистанционный при пандемии)
    Взаимодействие с преподавателемНепосредственноДистанционно, интерактивноНепосредственно и только на сессии, вне сессии обучение по материалам без всякого взаимодействия с преподавателями
    Перевод на бюджетна вакантные места очной формы (днём)
    Магистратурада, поступление на общих основаниях на бюджет и контракт
  • Остались вопросы?